Каково содержание Модельного соглашения ОЭСР, в особенности статьи 26?
ОЭСР предоставляет модельное соглашение об избежании двойного налогообложения для своих 30 участников, чтобы они могли взять его за основу при обсуждении и заключении договоров.
Кипр является одной из стран, которая добровольно приняла за основу данное модельное соглашение, хотя и не является членом ОЭСР.
Статья 26 содержит руководство по правилам обмена информацией, т.е. административная взаимопомощь между компетентными органами Договаривающихся государств.
Государства, которые имплементировали статью 26 в свои стандартные соглашения, соглашаются на обмен информацией по запросу, но не на автоматическое раскрытие информации. Это означает, что государство, запрашивающее информацию, обязано предоставить обоснованный запрос, указывая лицо, подлежащее налогообложению, определенный банк, либо детально описывая запрашиваемую информацию.
Что изменится с принятием Кипром Статьи 26 модельного соглашения?
Конфиденциальность в отношении банк-клиент, гарантирующая неразглашение информации отношений между банком и клиентом, останется без изменений. Правительство Кипра ясно дало понять, что не позволит «собирать компромат» (т.е. проводить случайные, беспорядочные расследования). Конфиденциальность в отношениях банк-клиент, а также сохранение таны для местных и международных клиентов является важным характерным свойством, и оно останется неизменным.
Статья 26 или Модельное Соглашение ОЭСР устанавливает правила в налоговых вопросах в отношении конфиденциальности между банком и клиентом, которые подразумевают, что Кипр обязан только передать банковские документы относительно налогового мошенничества.
Заключается ли смысл статьи 26 в том, что компетентные органы теперь автоматически предоставляют информацию относительно банковских счетов или произвольно проводить расследования?
Нет. Обязательными являются только положения соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения. Компетентные органы Кипра буду предоставлять информацию компетентным органам другого государства исключительно по получении от них письменного запроса. К подаче такого запроса должны быть достаточные основания, включая точное описание лица и банка, указанного в запросе. Статья 26 в любом случае не разрешает «сбор компромата».
Каковы основания для оказания административной взаимопомощи?
- Компетентные органы иностранного государства в своем запросе должны предоставить следующую информацию:
- Личность лица, информация по которому запрашивается;
- Описание запрашиваемой информации, а также содержание и порядок, в котором государство, запрашивающее информацию, хотело бы получить сведения от компетентных органов Кипра;
- По каким налоговым основаниям запрашивается информация;
- Причина, позволяющая считать, что данной информацией обладают компетентные органы Кипра, или ей владеют или ее контролируют физические лица – резиденты Кипр;
- Имя и адрес любого лица, которое может обладать данной информацией в тех случаях, когда такая информация доступна;
- Заявление о том, что предоставление такой информации соответствует правовой и административной практике государства, запрашивающего информацию, и в случае, если данная информация будет найдена в запрашиваемом государстве, компетентные органы могут получить такую информацию согласно законам или сложившейся административной практике;Заявление, в котором будет указано, что государство, запрашивающее информацию, в пределах своей юрисдикции исчерпало все возможные источники для получения такой информации, за исключением случаев, когда обращение к таким источникам налагает чрезмерные обязательства.
- Налоговые органы Кипра потом обязаны получить письменное согласие Министра Юстиций Кипра для дальнейшего получения информации, запрошенной от третьих лиц на Кипре.
Лицо, подлежащее налогообложению, которое не согласно оказывать административную помощь, может опротестовать данную процедуру.
Потеряет ли Кипр свои позиции крупнейшего источника оффшорных банковских услуг?
Кипр становится известным, прозрачным и уважаемым финансовым центром. Главными принципами функционирования Кипрской системы являются компетентность, стабильность, международная ориентированность и свобода действий. Все эти ценности остаются неизменными ввиду того, что Кипр придерживается своей наступательной стратегии. Без сомнений финансовая тайна будет гарантирована всем иностранным клиентам. Обсуждаемый новый договор об избежании двойного налогообложения также запрещает «сбор компромата». Административная помощь будет оказана только в том случае, если существуют подтвержденные подозрения о том, что мело место уклонение от уплаты налогов или налоговое мошенничество.
Почему только Кипру приходится это делать (предоставлять информацию)? Как обстоят дела с другими странами?
Не только Кипру приходится это делать. Из-за финансового кризиса в последние несколько месяцев усилилось международное давление на многие страны с похожим законодательством. Согласно нашим исследованиям, в последнее время многим юрисдикциям пришлось предпринять подобный действия, или отметили, что скоро это сделают. Например, Сингапур, Австрия, Бельгия, Люксембург, Гонконг, Лихтенштейн и Швейцария, которые объявили, что примут содержание Статьи 26 Модельного Соглашения ОЭСР.
Как на это отреагировали другие страны:
- Джерси недавно подписал Соглашения об обмене информацией в налоговой сфере с рядом стран-членов ОЭСР.
- Сингапур намерен принять законодательные акты в середине 2009 года, согласно которым государство имеет право имплементировать принципы и стандарты, установленные ОЭСР.
- Гонконг в 2009 году представит законопроект, позволяющий договариваться с другими странами о заключении договоров об обмене информацией.
- Лихтенштейн уже подписал Соглашение об Обмене Налоговой Информацией с США и заявил о своем принятии стандартов ОЭСР в области обмена информацией.
- Каймановы острова недавно подписали подобные Соглашения
- Люксембург, Лихтенштейн и Швейцария выразили приверженность стандартам ОЭСР.
06.08.2009