О банковской тайне в Швейцарии и на Кипре в связи с изменениями в банковском законодательстве этих стран.

Хотелось бы подчеркнуть, что данные изменения в законодательстве были вызваны, прежде всего, как финансовым кризисом и, соответственно, желанием стран пополнить свои бюджеты за счет недоплаченных налогов, так и под давлением мирового сообщества и глав государств, участвующих в Саммите G20, которые всеми возможными способами пытались подчеркнуть как свою значимость, так и значимость своих стран на мировой арене.

Изменения касались процедуры обмена информацией. В частности, Швейцария согласилась предоставлять информацию по вопросам, связанным с налоговым мошенничеством (но не по вопросам неуплаты налогов или уклонения от уплаты налогов).

Хотелось бы подчеркнуть, что обмен информацией может происходить только по запросу, а не автоматически. Т.е. страна, с целью получения информации, должна предоставить обоснованный запрос, назвав лицо, имеющее статус налогоплательщика и конкретный банк или описать их подробно. Это означает, что конфиденциальность в отношениях Банка и Клиента, как определено в Статье 47 Закона 1934 года о швейцарской банковской системе, гарантирует конфиденциальное отношение между клиентом и банком. Ничего не будет изменено. Правительство Швейцарии дало ясно понять, что так называемые несанкционированные проверки проводиться не будут. Конфиденциальность в отношениях Банка и Клиента и сохранение тайны для внутренних и международных клиентов является важной особенностью и останется неизменной.

Принципиальным моментом в отношении конфиденциальности в Швейцарии и на Кипре является то, что налоговые органы не могут обращаться напрямую в банк. В случае со Швейцарией, такие обращения могут быть либо в налоговые органы, либо в орган юстиции, и за банкирами остается право оспорить право предоставления информации в судебном порядке. В случае с Кипром, такие запросы могут быть либо в Центробанк Кипра, либо в налоговые органы Кипра, либо в органы юстиции Кипра. Былая слава Кипра, как страны с «прозрачной» для всех желающих банковской информацией давно ушла в историю.

Согласно применяемым правилам, в настоящее время и в будущем должны быть выполнены следующие условия для рассмотрения запроса по предоставлению информации:

  • Иностранный налоговый орган должен предоставить письменный запрос, в котором указаны достаточные основания для подозрения в уклонении от уплаты налогов (налоговое мошенничество уже было включено, но уклонение от уплаты налогов пока нет).
  • Лицо, имеющее статус налогоплательщика, должно быть однозначно установлено в запросе.
  • Факты уклонения от уплаты налогов должны быть точно описаны.
  • Конкретный банк или отделение банка должно быть названо.

Если лица, имеющие статус налогоплательщиков, в отношении которых обрабатывается запрос, не согласны на такого рода трактовку и справедливость запроса, то они могут обжаловать процесс и приостановить таким образом процедуру предоставления информации третьей стороне (органу). Разумеется, банк не заинтересован в том, чтобы осуществлять какие-либо действия втайне от своего клиента, и будет поступать в соответствии с его интересами.

Исходя из вышесказанного, мы не видим ни какой проблемы в хранении личных средств в Швейцарских или Кипрских банках при соблюдении минимальных мер предосторожности. А именно:

— мы не рекомендовали бы хранить личные средства на именных счетах, поскольку любой банк-корреспондент (да и, в принципе, все банковское сообщество будет видеть, где у Вас счет, на основании любой транзакции), – поэтому сами банкиры советуют хранить средства на корпоративных счетах, формально открытых на принадлежащую клиенту оффшорную компанию. Если же Вам принципиально, чтобы активы были именно на Вашем личном счету (например, в целях дальнейшего наследования), то внутри одного банка открывается сначала счет на оффшор, затем личный счет, куда внутрибанковским переводом, который никто не видит, делаются платеж.

— мы не рекомендовали бы российским гражданам делать переводы на/с сберегательные счета из/в Россию: хотя Россия пока и не входит в состав ЕС, постепенное движение в сторону интеграции в эту систему очевидно, и насколько тесно в ближайшем будущем пойдет обмен информацией, трудно предположить.

При соблюдении вышеупомянутых мер, шансы, что информация может попасть в российские налоговые/фискальные органы без Вашего на то желания, минимальны.

Так что, в целом, мы рады констатировать, что проведенные изменения в банковском законодательстве относительно вопросов конфиденциальности не затронут интересы российских клиентов западных банков.

22.07.2009